Пространства и пространственные впечатления в масштабе личного опыта человека давно изучаются в проектировании помещений. Проектирование интерьеров объектов социальной сферы находится на пересечении архитектуры и производственного дизайна в плане формирования функционального пространства. Улучшение среды происходит с помощью проектирования, повышения эстетичности, функциональности и производительности. На основе исследований особенностей взгляда (особенно рефлексов движения периферического зрения), моделей фокального расслабления глазных линз, частоты сердечных сокращений, показателей кровяного давления и активности симпатической нервной системы, а также наблюдаемых и количественных поведенческих показателей внимания была разработана модель неритмичных сенсорных стимулов.
Исследование реакции человека на стохастическое движение объектов в природе и кратковременное воздействие естественных звуков и запахов показали, что все это способствует физиологическому восстановлению.
Например, когда человек сидит и смотрит на экран компьютера или выполняет любую задачу с коротким зрительным фокусом, хрусталик глаза округляется из-за сокращения глазных мышц. Если эти мышцы остаются сокращенными в течение длительного времени, то есть более 20 минут, может возникнуть усталость, проявляю-щаяся в виде напряжения глаз, головных болей и физического дискомфорта. Периодическое, но короткое визуальное или слуховое отвлечение, заставляющее человека посмотреть вверх (на > 20 с) и вдаль (> 6 м) позволяет сделать короткий перерыв, во время которого мышцы расслабляются, а хрусталик восстанавливает форму (Lewis, 2012; Vessel, 2012). В пространстве с хорошими неритмичными сенсорными стимулами возникает ощущение, что человек на мгновение приобща-ется к чему-то особенному, свежему, интересному, стимулирующему и заряжающему энергией. Это кратковременное, но желанное отвлечение.